Вход в систему

СРАВНИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ПРИДОРОЖНЫХ ЛЕСОПОЛОС РАЗЛИЧНОГО ПОРОДНОГО СОСТАВА И СТРОЕНИЯ В ЗАЩИТЕ ПРИЛЕГАЮЩИХ ВИНОГРАДНИКОВ ОТ АВТОТРАНС

УДК 630.260:630.42.5

 Сравнительная роль придорожных лесополос различного породного состава и строения в защите прилегающих виноградников от автотранспортных эмиссий

 

Панкин Михаил Ианович, доктор с.-х., наук, доцент

 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Анапская зональная опытная станция виноградарства и виноделия Северо-Кавказского зонального научно исследовательского института  садоводства и виноградарства. Анапа, Россия.

 Нетребенко Владимир Григорьевич, канд. с.-х. наук, вед.н.с.

 Геленджикская горно-лесная лаборатория  «Научно-исследовательского института горного лесоводства и экологии леса», Геленджик, Россия

E-mail: azosviv@mail.ru

 

 

COMPARISON OF DIFFERENT ROLE OF ROADSIDE shelterbelt species composition and structure PROTECTION ADJACENT VINEYARDS OF MOTOR EMISSIONS

Pankin Mikhail, Doctor. Agr. Sci.. docent

Federal State Budget Scientific Institution Anapa Zonal Experimental Station of Viticulture and Winemaking North Caucasian Regional Research Institute of Horticulture and Viticulture. Anapa, Russia.

Netrebenko Vladimir, Cand. Agr. Sci.

 Gelendzhikskaya mountain forest laboratory "Scientific-Research Institute of Mountain Forestry and Forest Ecology», Gelendzhik, Russia

E-mail: azosviv@mail.ru

 

Усиление техногенного и антропогенного воздействия на биосферу привело к потеплению и аридизации  климата, деградации и разрушению почв, изменению разнообразия функциональных связей в природе, ослаблению способности экосистем агросферы к саморегуляции и естественному восстановлению.

В этой связи особенно заметно уровень техногенных выбросов проявляется в придорожных агроландшафтах, где величина  концентрации  соединений тяжелых металлов, уже в несколько раз превышают предельно допустимые  концентрации (ПДК) При  этом показатель загрязненности агроландшафтов в значительной мере зависит от интенсивности движения транспорта, удаленности от дорожного полотна, а также защищенности лесными системами. На участках дорог, находящихся под лесозащитой, загрязнение растений  и почвы вредными соединениями наблюдается  лишь в 10-метровой экологической зоне.

Эколого-защитные функции  придорожных лесополос  различного состава и строения изучались нами в северо-западной Черноморской зоне на  насаждениях виноградников, пересекаемых автомагистралью  Новороссийск- морской порт Кавказ. Непосредственные исследования осуществляли на 3-х объектах, занятых виноградниками сорта Каберне.

Анализ полученных данных показал, что на экологических профилях придорожного виноградника в условиях защиты его 3-радной лесополосой  (Объект № 1), показатель содержания в ягодах соединений свинца, кадмия, цинка и меди соответственно в 6,5; 40; 5 раз превышал ПДК. Под защитой 10-рядной лесополосы виноградник более надежно защищен от эмиссий (Объект № 2), показатель тех же соединений в ягодах был примерно на 20-30% меньше, чем под защитой 3-рядного лесонасаждения. В сравнении с контролем, содержание  перечисленных  соединений в ягодах под защитой полос соответственно свинца на 12-47%, кадмия на 11…33, цинка на 37…51, меди на 24…44% меньше в сравнении с контролем.

Для  усиления защитных свойств исследуемых нами лесополос следует в придорожных опушках лесополос ввести 1-2 рядные посадки из плотнокронных кустарников: спиреи, кизильника, бирючины и других видов до завершения обустройства и посадки новых лесополос в местах открытых агроландшафтов без придорожной лесозащиты. В процессе этих мероприятий винодельческие хозяйства рассматриваемой зоны и в целом районов виноградарства Кубани смогут получать не только качественную продукцию, но и поднять урожайность виноградников, расположенных чаще всего в придорожных агроландшафтах, нередко пересекаемых автомагистралями с напряженным и интенсивным потоком движения транспортных средств.

Ключевые слова: придорожные лесополосы, виноградники,, техногенные выбросы, техногенные выбросы транспорта, тяжелые металлы

 

Strengthening of technogenic and anthropogenic impact on the biosphere has led to warming and aridity of climate, soil degradation and destruction, changing the diversity of functional relationships in nature, weaken the capacity of ecosystems to regulate agricultural sphere and natural regeneration.
In this regard, most notably the level of man-made emissions is shown in roadside agricultural landscapes, where the value of the concentration of heavy metal compounds, already several times the maximum permissible concentration (MPC) The indicator of contamination of agricultural landscapes is largely dependent on the intensity of traffic, the distance from the roadway, as well as the protection of forest systems. On road sections under the forest protection, plant and soil pollution by harmful compounds is observed only in the 10-meter ecological zone.
Ecological and protective functions of the roadside forest belts of different composition and structure have been studied by us in the northwestern Black Sea area on the plantations of vineyards, crossed by the motorway Novorossiysk- seaport Caucasus. Direct study was carried out on 3 sites occupied by vineyards Cabernet.
Analysis of the data showed that the environmental profiles of roadside vineyard under the protection of his 3-Radney forest belt (object number 1), the rate of content in the berries of lead compounds, cadmium, zinc and copper, respectively, 6.5; 40; 5 times higher than the MPC. Protected by 10-row shelterbelt a vineyard is protected from the emissions (object number 2), the rate of the same compounds in the berries was about 20-30% less than under the protection of the 3-row plantations. Compared with the control, the content of these compounds in the berries protected bands respectively 12-47% of lead, cadmium, 11 ... 33, 37 ... on the Zinc 51 Copper 24 ... 44% lower compared with the control.
To enhance the protective properties of the belts should be examined by us at roadside edges belts 1-2 to enter the row planting of shrubs plotnokronnyh: spirea, cotoneaster, privet and other forms to complete the construction and planting of new forest belts in areas of open agricultural landscapes without roadside forest protection. In the course of these activities wineries of this zone and the whole area of
​​viticulture Kuban will receive not only quality products, but also to raise the productivity of vineyards located mostly in roadside agricultural landscapes, often crossed by highways with intense and heavy flow of vehicles.

Key words: ROADSIDE shelterbelt, vineyard,, technogenic discharges, technological transport emissions, heavy metals

 

 

 

ВложениеРазмер
netrebenko_sravnitelnaya_rol_pridorozhnyh_lesopolos_razlichnogo_porodnogo_sostava_i_stroeniya_v_zashchite_prilegayushchih_vinogradnikov_ot_avtotransportnyh_emissiy.pdf197.12 КБ